alicebrown: (Default)
[personal profile] alicebrown
Часть третья.

Немного поговорив об отсутствии опыта в решение проблем мультикультурного образования, плавно перешли к тому, где живут и учатся дети из семей мигрантов. Думаю, что для москвичей особого секрета в том, где они в основном живут не будет.

Есть еще одна важная черта в этой области. Прежде всего, надо понимать, что дети мигрантов в Москве неравномерно распределены по всему городу, наибольшее число таких детей живет на юго-востоке, на юге, востоке. Ситуация с тем, как и где их учат – разная. Одно дело, когда такие дети учатся в школах центрального округа, а другое дело – когда они учатся в южном или восточном округах. Подчеркну, ситуация разная в разных школах, потому что дети мигрантов учатся и в гимназиях, и в лицеях, и в элитных школах. Но это другого плана мигранты, с другим материальным достатком, у родителей таких детей другой уровень образования. В таком случае и проблем гораздо меньше. Мы делали исследование на эту тему. Большинство проблем, с которыми мы тут сталкиваемся, например, национальные, имеют социальную подоплеку. Самая большая проблема, которую выявило наше исследование это проблема социального расслоения общества. Проблема «богатые и бедные», которая может выражаться и через национальные проблемы. Здесь много всего запутано, в том числе и социальные проблемы.

Можно, конечно, не согласиться с Бунимовичем в том, что самая большая проблема в расслоении общества. Только ведь прав он на все сто. Даже поведение у нуворишей разных национальностей одинаковое. Одинаковые нахрапистость, убежденное невежество, железобетонная вера в собственную непогрешимость, пренебрежение к тем, у кого нет "мерина" или "джипа". А уж какой при этом акцент так ли уж важно?

Традиционная часть интервью для отраслевого издания - это просьба дать рекомендации.

Первый совет , осознать, что эта проблема есть. Вообще бороться с реальностью совершенно бессмысленно. Были директора, которые совсем не хотели принимать таких детей в школу. Такова миграционная политика государства и надо надеяться на то, что она станет прозрачной, а это облегчит жизнь школ. Мигранты будут легальные, все будет внятно, потому что можно будет понять, сколько будет таких детей и составить какой-то вменяемый план обучения. Потому что есть проблема, когда ребенок приходит в школу, а через два месяца его родители уезжают или его отправляют домой на сельхозработы. От такой хаотичности, что есть в политике миграции, возникает тысяча проблем. Надо понять и осознать, что это есть и что это будет. Это нормальная ситуация, в которой находятся все европейские мегаполисы. Они без мигрантов не обходятся и обходиться не будут.

Второй совет. Надо не отворачиваться от проблем, а понимать: если проблема есть, то ее придется решать. Мы не очень привыкли решать такого рода проблемы, мы привыкли решать проблемы и ЕГЭ и тому подобные проблемы. Теперь же надо понимать, что обучение детей мигрантов это тоже школьная проблема и она очень серьезная.

Третий совет. Надо понять, что проблема обучения детей мигрантов не существует отдельно от всего остального и нельзя заниматься тем, чтобы только адаптировать этих детей. Или тем, чтобы адаптировать детей с ограниченными возможностями здоровья. Или только детьми из неблагополучных семей. Есть одна проблема. Это проблема того, какова атмосфера в школе, насколько доброжелательная для ребенка. Только внутри такой атмосферы может проходить интеграция.



Главная проблема сегодняшней школы, по моему убеждению, не ЕГЭ, а проблема «я и другой». Мегаполис наш огромный, разный по религии, по национальности, по мальчикам и девочкам, есть богатые и бедные, ребята с проблемами здоровья, разные политические убеждения в семьях. Все это означает огромное количество проблем, которые школа может обострять, если она ничего не будет делать. Задача школы микшировать эти проблемы, в этом ее главная задача. В таком случае проблема миграции становится частной, одной из проблем. На решение этой проблемы, если общий подход сохраняется, надо тратить не меньше времени, чем на педсовет, посвященный итогам четверти по каким-то предметам. Тогда будет ощущаться результат. Если от нее отмахиваться, то она может привести к очень тяжелым последствиям.

Как же меня зацепило это: Я и другой. Мне кажется, что подлинная свобода личности основывается на признании того, что рядом с моим "Я" есть и другое "Я". Очень рано я поняла, как прав был Пушкин, когда написал: "Мы почитаем всех нулями, а единицею себя". Вот в этом наша главная проблема, в том, что в России есть проблема с признанием другого, иного "Я", не похожего на то, что записано в циркулярах и решениях неважно "двора его императорского величества", "ЦК КПСС и Совмина СССР" или законах, что приняты в современной Думе, которая как известно "не место для дискуссий".
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

alicebrown: (Default)
alicebrown

August 2011

S M T W T F S
  1 23 4 5 6
789 1011 1213
14 151617181920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 1st, 2025 02:35 am
Powered by Dreamwidth Studios