alicebrown: (Default)
alicebrown ([personal profile] alicebrown) wrote2011-01-18 04:26 pm

Новый закон или старые дыры

Эта статья была опубликована в латвийской газете Telegraf. Латвийский Telegraf
Так как на сайте газеты статья пока не опубликована, это случится позднее, я привожу ее здесь целиком.

Новый закон или старые дыры

То, что в России образование детей волнует даже тех, у кого их нет – известно давно. О том, что в последние 10 лет школу в России реформируют известно ничуть не меньше. Результаты уже проведенных реформ обсуждаются бурно, а слова, что доводится слышать в обсуждениях, лишний раз доказывают величие и силу русского языка. Потому и нет ничего удивительного, необычного, сверхъестественного в том, что проект нового закона об образовании обсуждается столь же яростно. Воспользовавшись традиционным новогодним досугом, я решила узнать, что же в проекте нового закона подвигает интеллигентных директоров школ, утонченных матерей семейств и сдержанных отцов семейств на употребление разнообразных выражений. Не все из них можно привести в этой статье.

С первых строк мне стало ясно, что в случае с проектом закона «Об образовании» мы имеем дело с желанием, причем страстным, реализовать принцип: За все хорошее против всего плохого. Разработчики нового закона хотели бы соединить ностальгию общества по «самому лучшему в мире образованию» с требованиями сократить нагрузку на бюджет. Мало того, есть страстное желание понравиться мировому сообществу, заявляя о развитии личности ребенка, равных правах для тех, кто учит и учится, об академических правах и свободах, правда в рамках действующего законодательства. Что получилось? А вот что! В главе 12 «Профессиональное обучение» можно прочесть удивительные в своей парадоксальности строки:

Профессиональное обучение имеет целью ускоренное приобретение гражданами умений и навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ.

Профессиональное обучение не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.


По правде говоря, я не понимаю, как может гражданин быстро приобрести умения и навыки, если не повысит свой образовательный уровень. Я не верю в то, что профессионалу достаточно знать таблицу умножения и элементарные правила правописания. Этого было недостаточно в начале прошлого века, когда в России расцвело профессиональное образование. С таким подходом не были согласны и в СССР, хотя профессионалы в рабочей среде были редки, а реализовать себя могли преимущественно в оборонной промышленности. Но отчего-то этот подход хотят реализовать в стране, где много говорят о модернизации и нанотехнологиях.

Я не понимаю, отказываюсь понять тех, кто пытается втиснуть профессиональное образование в рамки среднего. Еще хуже, если профессиональное образование ограничить примитивным повышением квалификации. Это неправильно, это будет катастрофой не только для профессионального образования, но и для высшего.

Судя по всему, заказчик нового российского закона «Об образовании» за образец взял подход строителей к реставрации старинных московских особняков. Подход этот, гордо именуемый «реставрацией с частичной реконструкцией», привел к тому, что в центре Москвы можно увидеть аккуратные фасады домов XIX века с пластиковыми окнами, легкомысленными пенополиуретановыми наличниками и штампованными, а не коваными, решетками балконов. Выглядит неплохо, но никакого отношения к архитектуре XIX века не имеет. Так происходит и с реформированием образования. Фасад советской школы, в виде тотального контроля чиновников и бесправия учителей сохранен, нагрузка на бюджет минимизирована – цель достигнута.

Что мы получим в результате? Мы получим уродца, выпускники которого по-прежнему будут вызывать неудовольствие потенциального работодателя.

Вот и получается, что новый закон об образовании, где много хороших и правильных слов, приведет все это к тому, что российское образование вообще и профессиональное в частности, перестанет быть конкурентоспособным и привлекательным. Перспектива так себе, но другой я не вижу.

[identity profile] ardelive.livejournal.com 2011-01-18 01:46 pm (UTC)(link)
То, что приведено в цитате, больше подходит для отправления на завод. Там человек быстро приобретет навыки, но образовательный уровень не повысит, да и то не всегда...

а почему она вышла в Латвии?

[identity profile] alicebrown.livejournal.com 2011-01-18 01:49 pm (UTC)(link)
Все просто. Меня попросила написать ее моя подруга, работающая в этой газете и решившая сделать серию статей о сравнительном устройстве образования в России и Латвии.

Надо же с чего-то начинать.:)

[identity profile] mrka.livejournal.com 2011-01-18 02:59 pm (UTC)(link)
Я не помню, у тебя тут употребление разнообразных выражений приветствуется?

[identity profile] alicebrown.livejournal.com 2011-01-18 04:07 pm (UTC)(link)
Да, приветствуются. Я и сама их теперь употребляю:)

[identity profile] mrka.livejournal.com 2011-01-18 04:26 pm (UTC)(link)
Тогда прими! :)

[identity profile] alicebrown.livejournal.com 2011-01-18 04:35 pm (UTC)(link)
Приняла! :)

[identity profile] http://users.livejournal.com/_ko_alla/ 2011-01-18 03:44 pm (UTC)(link)
Я пытаюсь понять, почему последовательно уничтожают именно образовательную составляющую. В конце концов, ТАКАЯ профессиональная подготовка совершенно невыгодна государству в долговременном плане. В то, что "там, наверху" сознательно стремятся воспитать тупую нерассуждающую человеческую толпу - почему-то не очень верится. Неужели на самом деле причина в сиюминутных выгодах в виде экономии бюджетных средств?

[identity profile] alicebrown.livejournal.com 2011-01-18 04:08 pm (UTC)(link)
Алла, я теперь думаю, что если и не сознательно, то подсознательно к этому, воспитать не пойми кого, стремятся.

[identity profile] mrka.livejournal.com 2011-01-18 04:26 pm (UTC)(link)
А почему именно образовательную? А медицинскую нет, что ли?

[identity profile] alicebrown.livejournal.com 2011-01-18 04:34 pm (UTC)(link)
И медицину тоже, ты права. Только вот, если с медициной сразу стало заметно, то с образованием - когда рак на горе свистнет.
Я потому и пишу об образовании, что заметить можем, когда совсем уже ничего поделать будет нельзя.

[identity profile] mrka.livejournal.com 2011-01-18 04:58 pm (UTC)(link)
Да ты абсолютно права, я же не говорю, что надо писать о том, а не о другом. Обо всём надо. Увы. Сейчас через bgmt вышла на потрясающе интересную ссылку. Не знаю, может быть, ты читала
http://www.snob.ru/magazine/entry/id/3603

[identity profile] alicebrown.livejournal.com 2011-01-18 06:17 pm (UTC)(link)
Спасибо за ссылку. Надо будет прочесть.

[identity profile] http://users.livejournal.com/_ko_alla/ 2011-01-18 05:36 pm (UTC)(link)
Не, ну мы же говорим сейчас об образовании...
А так - да, конечно...

[identity profile] mrka.livejournal.com 2011-01-18 05:38 pm (UTC)(link)
Просто ты сказала "именно образование". К сожалению, нельзя назвать ни одной области, к который бы это не относилось.

[identity profile] http://users.livejournal.com/_ko_alla/ 2011-01-18 05:39 pm (UTC)(link)
Да - точно.

[identity profile] harajuku-blue-b.livejournal.com 2011-01-18 08:34 pm (UTC)(link)
Это теперь по-научному называется "борьба с буржуазными пережитками избыточным академизмом".

[identity profile] alicebrown.livejournal.com 2011-01-18 08:39 pm (UTC)(link)
Если бы! Они борются за экономию бюджетных средства. Самим не хватает. :)

[identity profile] harajuku-blue-b.livejournal.com 2011-01-18 08:45 pm (UTC)(link)
Вот я и говорю - "называется"; цель не обязательно отражена в названии :)
Хотя, мне кажется, цели все-таки сложнее.
Тот же разгул "ювенальной юстиции" никак не вписывается в вектор финансовой экономии.

[identity profile] alicebrown.livejournal.com 2011-01-18 08:48 pm (UTC)(link)
Не знаю, возможно, что цели сложнее. Пока что просматривается одна - платите сами, ищите деньги сами. Хотелось бы мне ошибиться.

А сложность в чем?

[identity profile] harajuku-blue-b.livejournal.com 2011-01-19 09:05 am (UTC)(link)
Если б знать... у нас на общемировые, так сказать, тенденции, и всякие гайдлайны "мвф/вб" нахлобучивается местная специфика. Цели у разных "акторов" разные.

Офтоп, интервью Рачевского сегодня
http://www.gazeta.ru/comments/2011/01/18_x_3494786.shtml

[identity profile] alicebrown.livejournal.com 2011-01-19 09:14 am (UTC)(link)
Спасибо за Рачевского. Прочту на досуге. Я у него тут тоже брала интервью, но пока журнал не вышел не могу обнародовать.

[identity profile] zm-sochi.livejournal.com 2011-01-18 06:32 pm (UTC)(link)

кто бы сомневался в векторе, избранным нашими властями ...

[identity profile] alicebrown.livejournal.com 2011-01-18 06:36 pm (UTC)(link)
Да, к сожалению, направление именно такое: держать и не пущать, да еще и не финансировать.

[identity profile] zm-sochi.livejournal.com 2011-01-18 06:43 pm (UTC)(link)

масштаб личностей там (наверху) маленький очень... Так, людишки...

[identity profile] alicebrown.livejournal.com 2011-01-18 06:44 pm (UTC)(link)
Бесспорно, масштаб и определяет решения.

[identity profile] vitum.livejournal.com 2011-01-18 07:44 pm (UTC)(link)
Умение, навыки, политическая сознательность и никакой самодеятельности!

[identity profile] alicebrown.livejournal.com 2011-01-18 07:47 pm (UTC)(link)
Получается так. Но даже в этом случае ничего хорошего не получилось. Я о советской власти.

[identity profile] vitum.livejournal.com 2011-01-18 08:37 pm (UTC)(link)
Так ведь было противодействие!
Пусть в небольшом количестве, но очень яркое.

[identity profile] alicebrown.livejournal.com 2011-01-18 08:41 pm (UTC)(link)
Было, было противодействие. Я это знаю по своей школе. Да, это дорого стоило, но директор нашей школы почему-то считала это нужным.

[identity profile] vitum.livejournal.com 2011-01-18 08:46 pm (UTC)(link)
Ну вот видите!
Так что и тут получат они свою дулю.
Но попортить много успеют.

[identity profile] alicebrown.livejournal.com 2011-01-18 08:49 pm (UTC)(link)
А я училась в самой обычной школе. :)

Жаль, что напортят, очень жаль!

[identity profile] mgtverskoy.livejournal.com 2011-01-18 08:39 pm (UTC)(link)
Элис, поздравляю!

[identity profile] alicebrown.livejournal.com 2011-01-18 08:40 pm (UTC)(link)
Спасибо, Михаил!